Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий

3 июля 2009 г. в 13:41

Самое главное, чем отличался всегда русский кинематограф от кинематографа западного (и европейского, и американского, голливудского), - это принципом духовной направленности кинематографа. Если западная культура и кинематограф направлены на самоутверждение, то русский кинематограф и русская культура в целом, как и русская душа, направлены на самоотдачу. В этом коренное отличие двух отдельных духовных потоков - западного и советского кино.

Надо признать, что даже фильмы партийных режиссеров, таких как Довженко, Ромм, Бондарчук, Кулиджанов, Шукшин, были основаны именно на этих духовных позициях, и их фильмы с уверенностью можно назвать христианскими фильмами, хотя они все были членами партии. Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий, призывающий к подвигу и самопожертвованию, к верности и любви. И недаром крупнейшие западные режиссеры, узнав о том, что мы вступили в пору перестройки и перехода на рыночные условия существования кинематографа, были огорчены. В частности Феллини говорил о том, что «мы удивлялись, глядя на ваш советский кинематограф, как это вы можете так свободно творить на государственные деньги, как это вы можете показывать ваши фильмы в вашем огромном, мощнейшем кинопрокате по всей стране одномоментно, практически в один день».

Феллини тогда же говорил, что он, Феллини, никому здесь, в Италии не нужен, что он умирает и умирают его зрители. Наш кинематограф отличался от западного и принципами подхода государства к кинематографу. Он был государственным, он был не в рынке. Нас выбросили в рынок. «Делайте деньги, как на Западе», - приказали нам, и Россия начала делать деньги на самом что ни на есть подражающем западному и американскому кинематографе, и идет вестернизация нашего экрана. Мы приспосабливаемся под рыночные условия американского и мирового кинопроцесса. А это пагубно.