Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий  
3 июля 2009 г. в 13:41

Самое главное, чем отличался всегда русский кинематограф от кинематографа западного (и европейского, и американского, голливудского), - это принципом духовной направленности кинематографа. Если западная культура и кинематограф направлены на самоутверждение, то русский кинематограф и русская культура в целом, как и русская душа, направлены на самоотдачу. В этом коренное отличие двух отдельных духовных потоков - западного и советского кино.

Надо признать, что даже фильмы партийных режиссеров, таких как Довженко, Ромм, Бондарчук, Кулиджанов, Шукшин, были основаны именно на этих духовных позициях, и их фильмы с уверенностью можно назвать христианскими фильмами, хотя они все были членами партии. Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий, призывающий к подвигу и самопожертвованию, к верности и любви. И недаром крупнейшие западные режиссеры, узнав о том, что мы вступили в пору перестройки и перехода на рыночные условия существования кинематографа, были огорчены. В частности Феллини говорил о том, что «мы удивлялись, глядя на ваш советский кинематограф, как это вы можете так свободно творить на государственные деньги, как это вы можете показывать ваши фильмы в вашем огромном, мощнейшем кинопрокате по всей стране одномоментно, практически в один день».

Феллини тогда же говорил, что он, Феллини, никому здесь, в Италии не нужен, что он умирает и умирают его зрители. Наш кинематограф отличался от западного и принципами подхода государства к кинематографу. Он был государственным, он был не в рынке. Нас выбросили в рынок. «Делайте деньги, как на Западе», - приказали нам, и Россия начала делать деньги на самом что ни на есть подражающем западному и американскому кинематографе, и идет вестернизация нашего экрана. Мы приспосабливаемся под рыночные условия американского и мирового кинопроцесса. А это пагубно.

Читать далее

Отечественный кинематограф находится на переломе  
24 июня 2009 г. в 09:20

Отечественный кинематограф находится на переломе. Хочется надеяться, что заканчивается период постперестроечной дезорганизации национального кинематографа, когда кинематограф был полностью отдан рынку, как и вся культура, что является пагубным как для культуры, так и для подлинного кинематографа, ибо рынок диктует авторам не самые высокие задачи.

Когда-то наш кинематограф (советский) был самым могучим в мире и нашим режиссерам завидовали крупнейшие режиссеры мира. Они завидовали тому, что есть такое место на планете, где государство вкладывает стопроцентное финансирование в производство фильмов, когда твой фильм в один день показывается по всей великой стране в великом кинопрокате.

Но потом пришло время разрушения прежних основ, и кинематограф ввергли в рынок наши младореформаторы из правительства. Начали разбазариваться крупнейшие кинофабрики России, которые были созданы трудом наших предшественников, уничтожена детская кинематография, уничтожена летописная, так сказать, кузница документальных фильмов. Всем этим мы обязаны рыночным устремлениям наших младореформаторов.

Теперь пришел новый министр, обновилось правление Союза кинематографистов. Недавно, 23 мая в городе Липецке в рамках кинофорума «Золотой витязь» был проведен исторический круглый стол, и мы приняли меморандум кинематографистов, где обозначены наши дальнейшие шаги.

От того, каким будет наш кинематограф, зависит, в принципе, и будущее России.

Читать далее