Гоголь - сын земли русской, единой и неделимой  
20 ноября 2009 г. в 14:04
Самый живой пример, показывающий, как искусство и кинематограф может объединять русский, украинский и белорусский народ, – это последний фильм Натальи Бондарчук «Гоголь ближайший», который решает вопрос, чей же Гоголь – русский или украинский. После просмотра этого фильма нет такого вопроса, поскольку текстами Гоголя, устами Гоголя фильм отвечает, что он сам не понимает, кто он – «хохол» или «москаль», и что он не может отдать предпочтение ни малороссиянину над Россией в себе, ни российскому над малороссийским, что это все суть одно целое. Это есть сын земли русской, единой и неделимой.

Этот фильм без агрессии, без назидания показывает с огромной любовью Украину, любимую Гоголем, причем показывает так, как не показывают сами украинские кинематографисты последние 25 лет. И показывает с огромной любовью Россию, которую боготворил Гоголь. То есть вот этот фильм – это наглядный пример полного примирения и, так сказать, доказывающий, что нет такой проблемы, что мы единый народ, и это все дано через душу, русскую душу Гоголя. Вот как может работать искусство, кинематограф в данном направлении. Я думаю, что аналогично и «Тарас Бульба», хотя фильм «Тарас Бульба» вызвал более яростную реакцию на Украине. Этот фильм тоже творчеством Гоголя решает эту проблему, когда показывает не отдельные два народа, а единую Русь и неделимую. Русь, за которую жертвовали жизни Тарас Бульба и его казаки.

Читать далее

Сейчас в театре идет бой за душу человека  
10 ноября 2009 г. в 14:05

Несмотря на кризис, который в том числе коснулся и культуры (в части ее поддержки Министерством культуры и спонсорами), театральный форум удалось провести на достаточно высоком уровне. В Москве были показаны 34 спектакля в трех номинациях, которые судили три международных жюри: «Театр большая форма», «Театр малая форма» и «Театр для детей».

Лично для меня как для руководителя этого форума и председателя жюри «Большой формы» было не то чтобы открытием, а скорее приятным осознанием то, что, несмотря на присутствие в нашей афише таких классиков, как Пушкин, Лесков, Гоголь, Чехов, Достоевский, Куприн, Есенин, победу одержали те, кого в прошлом веке «наша элитарная критика» презрительно именовала «писателями-деревенщиками». «Золотые Витязи» в номинации «Театр большая форма» в этом году получил Иркутский академический драматический театр им.Н.П.Охлопкова за спектакль «Последний срок» по прозе выдающегося русского писателя Валентина Распутина и спектакль Государственного театра «Наций» «Рассказы Шукшина», постановка Алвиса Херманиса. Главные роли в этом спектакле сыграли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

В номинации же «Театр малая форма» «Золотого Витязя» получил моноспектакль «Пять рассказов Шукшина». Так что VII Международный театральный форум «Золотой Витязь» стал победой наших писателей-деревенщиков. Именно к ним потянулись наши актеры, режиссура. Это утверждение русского духа через Шукшина и Распутина, памятник той Руси, которой уже нет. Уже нет тех людей, о которых писали эти авторы в 70-х годах, нет тех деревень, люди споены, забыты, уничтожены. Но остался памятник русскому духу, русскому человеку, проживавшему труднейшие времена. Это нашло свое отражение в прозе, которая стала изумительной драматургией, не уступающей уровню Островского, Пушкина, Чехова. Лично для меня это стало открытием.

Огорчением же для меня в этом году стала программа детского жюри. В этом году детское жюри не присудило не одного главного приза. Отдавать столь высокий по духовному уровню приз члены не сочли возможным никому. Была отмечена лишь одна постановка. «Серебряный диплом» за спектакль «Луйс Мари. Ода «К Радости» получил Московский армянский театр. Это сигнал для нашего отборочного комитета более ответственно подойти к выбору программы для детей.

Также в рамках форума мы провели конференцию на тему «Роль русской актерской школы и русского реалистического психологического театра в мировом театральном процессе». Мы осознано сделали акцент на русской школе, у которой учился практически весь театральный мир. Но, осознавая все величие русской школы, мы видим наступление на нее новых псевдоноваторов, искажающих русскую классику, оголяющих сцену, отдающих ее в руки патологии и голубизны. Как когда-то говорил Гоголь: «Сейчас идет бой, самый главный бой за душу человека». Этот бой за душу человека идет сейчас и в театре. И VII Международный театральный форум «Золотой Витязь» был еще одним полем боя за душу человека, за русский реалистический театр.
Читать далее

Единое культурное пространство России, Украины, Белоруссии - не миф  
28 октября 2009 г. в 15:45
Лично для меня единое культурное пространство России, Украины, Белоруссии - не миф, а реально существующее, генетически нерасторжимое единство. Это единый венец славянской культуры, она родственна, она имеет одни корни и одну православную устремленность. Это реальность, и в этой реальности работает «Золотой витязь» уже много лет. Мы видим на практике это единение, мы нужны друг другу, мы понятны друг другу, мы родные друг для друга.

Те силы, которые пытаются это разорвать, они абсолютно понятны. Эти силы работают и внутри России, и внутри Украины, и внутри Белоруссии на то, чтобы разбалансировать вот эту генетическую гармонию. Где-то им больше удается, где-то меньше. На Украине больше удается, поскольку там уже ясно всем, кто там руководит и какова задача руководителя по отторжению от России, по втягиванию в НАТО, в ЕС, где мы чужие. Народы это понимают и сопротивляются этому. И в России действуют разные силы. Но все равно мы держимся, нас-то больше, тех, кто думает так, как я.

Победа, желательно, чтобы осталась за единым и неделимым славянским древом. Мы единый народ, нет трех разных народов, как нам говорят. Предки мои с Украины, и что, и где будем делить Бурляева? Как? Что будем отрезать? Что чужое, что украинское, что русское? Так что я лично верю, я оптимист, что это безумие пройдет.
Читать далее

Топ-менеджерам телеканалов надо вспомнить Евангелие  
20 октября 2009 г. в 15:10

Изменить к лучшему программную политику наших главных телеканалов довольно просто, стоит только топ-менеджерам этих каналов вспомнить то, что говорит Евангелие. Евангелие говорит: «И невозможно не прийти в мир соблазнам: они должны прийти, но горе тому человеку, через которого соблазны приходят». Если все мы, деятели экранных искусств, будем руководствоваться этой мыслью, то изменится культурная политика в России. Принципиально изменится и политика телевизионного эфира.

Телевидение должно осознать, что на нем лежит ответственность, как на четвертой власти. А может быть, и как на самой главной власти, потому что каждый день, 24 часа в сутки, с утра до вечера оно делает людей такими, какие жизненные ориентиры предлагает телеэфир. Поскольку наше телевидение очень трудно разворачивается в сторону понимания собственной ответственности, необходимо помочь нашему телевидению, и помощь эта должна прийти со стороны государственной власти. И, конечно же, не грешно учитывать опыт Запада.

На Западе есть экспертные советы, в частности, в Англии и в других странах. Эти советы оценивают телепроизведения (я не говорю «продукция», поскольку я против того, чтобы экранные искусства обозначались как продукт) и ставят звездочки фильмам и телепрограммам. Если они оценивают произведение пятью звездочками, то оно может показываться в любое время дня и ночи любой аудитории любого возраста. Четыре звездочки уже ограничивают по возрасту, три – еще более жесткое ограничение. А если одна звездочка, то подобный продукт можно показывать только по кабельному телевидению в ночное время, и ключ от этого телевизионного аппарата - у главы семейства.

Читать далее

Кинематограф – самое могучее духовно-стратегическое оружие государства  
6 октября 2009 г. в 13:43

Кинематограф - это самое могучее духовно-стратегическое оружие государства. Кинематограф и телевидение - экранные искусства, которые являются самым прямым источником и способом попадания к сердцу человека и формирования личности. Поэтому экранным искусствам уделяли внимание все руководители крупнейших государств XX века.

Но в последнее время в России государство утратило свое влияние, или как бы потеряло интерес, или же стало бояться четвертой власти. Из-за попустительства высшей государственной власти за последние 23 перестроечных года были упущены процессы положительного влияния на молодежь, на подрастающее поколение. Поэтому ныне государство пожинает печальные плоды.

Мы видим, что в обществе возросла преступность, алкоголизация, наркомания, все пороки социальные расцвели пышным голубым цветом. Это еще и еще раз подтверждает и приводит руководителей государства к осознанию всей важности экранных искусств как духоформирующей субстанции.

У нас у всех: у общества, кинематографистов, власти - нет иного выхода, как очень серьезно задуматься о влиянии кинематографа и телевидения на подрастающее поколение.

Читать далее

Традиции русского реалистического театра живы  
18 сентября 2009 г. в 17:46
Уже много лет, почти с тех пор как нас ввергли в перестройку и в рыночные отношения, я не устаю говорить тем, от кого зависит политика в государстве, о том, что нужно коренным образом менять культурную политику в России, иначе мы погубим наше отечество, поскольку все начинается с души, с сердца человека. Я был категорически против введения рыночных отношений в сферу культуры, кинематографа и театра. Деятели театра отбились от попыток вытеснить их на панель доходного промысла. Я считаю, что нужно выводить госзаказ, нужно выводить культуру плавно из рынка, так же как плавно ее ввели туда, потому что ей там не место.

Традиции русского реалистического театра живы, несмотря на все попытки, которые уже десятилетия проводятся на театральных подмостках, об этих попытках искажения русской классики, русских традиций мне говорил еще в 60-х годах великий русский артист Николай Дмитриевич Мордвинов. Он уже тогда уловил вот эту тенденцию издевательства над русской классикой. А чем дальше, тем больше – поэтому сейчас ведь все пытаются осмысливать рыночными механизмами, подходами, и поэтому и театры стали заигрывать с рынком, чтобы привлекать к себе публику. Театры все более оголяются, пошлеют, сквернословят. Этим думают привлечь аудиторию. Как говорил когда-то Гоголь о тогдашнем времени, но это полностью относится и к нашему времени: «Сейчас идет бой, самый главный бой - бой за душу человека».
Читать далее

Культура есть оборона души  
11 сентября 2009 г. в 19:01
Нужно изменить политику, которую нам начали прививать с первых дней перестройки, когда стали выпихивать культуру по западному образцу в рынок и началась деградация культуры и искусства. Культура не должна быть униженна рыночными отношениями, у нее другие задачи. В культуру государство должно вкладывать очень большие деньги, как оно вкладывает в оборону, допустим. Потому что культура есть оборона души. Уже сделаны первые попытки деклараций на уровне и Путина, и Медведева о возвращении культуры на традиционные духовно-нравственные основы. Это надо делать последовательно и поддерживать именно такие проекты, которые работают на традиционные духовно-нравственные ценности.

Последние годы нанесли катастрофический удар по культуре, поскольку вольно или невольно руководство культурой и государства выполняло заокеанский заказ, который был озвучен по радио «Свобода» в первые годы перестройки. Я цитировал это очень часто и еще раз процитирую. Они так говорили в эфире радио «Свобода»: «Цель перестройки в том, чтобы произошла мутация русского духа, нужно русских выбить из традиций». Вот этим занималось все государство в 90-е годы и даже еще в 2000-е, когда руководил культурой Швыдкой. Именно при нем был принят указ об акционировании и приватизации кинематографа – еще один удар по кинематографу, который сейчас мы расхлебываем и пытаемся потихонечку возвращать то уважение к экранным искусствам, которое когда-то было.
Читать далее

Мы готовим театральный форум «Золотой витязь»  
4 сентября 2009 г. в 17:30
Сейчас мы вышли на финишную прямую в подготовке VII Международного театрального форума «Золотой витязь», который пройдет в Москве с 23 октября по 2 ноября. Открытие форума мы планируем провести в Малом театре, а закрытие в Доме кинематографистов. В программу форума войдут 30-35 театральных постановок России, Украины, Белоруссии, Сербии, Болгарии, Эстонии и Польши.

Наши члены жюри посмотрят все лучшие постановки последнего года. Как раз сейчас идет обсуждение того, кто же войдет в состав жюри. Пока лишь могу сказать, что на форуме будет три международных жюри: «Театр большая форма», «Театр малая форма» и «Театр для детей». В каждой группе будет по пять человек. Пока с уверенностью могу сказать, что в «Большом жюри» от Украины будет народная артистка Раиса Недашковская, а в «Малом жюри» - одна из самых выдающихся артисток СССР Ада Роговцева. Кроме того, в жюри войдут ведущие деятели культуры от Сербии, Болгарии и республики Беларусь.

В рамках театрального форума пройдет очередная международная конференция на тему «Духовные традиции. Театр славянского мира». Мы продолжим диалог о том, каким должен быть театр в идеале. На конференции, прошедшей два года назад, мы задавали более прямой вопрос: «Богоугодное ли дело театр по природе своей?» Поскольку существуют постановления Вселенских соборов (которые по сей день не отменены), отражающие негативное отношение духовных лиц к лицедейству. Но как показывает жизнь и последние документы церкви, она понимает и признает искусство как свидетельство обновленного духовного опыта художника.

Как кинофорум, так и театральный форум «Золотой витязь» пройдет под девизом «За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека».
Читать далее

Итоги форума превзошли наши ожидания  
6 августа 2009 г. в 13:33

Итоги форума превзошли наши ожидания и по количеству посещавших наш кинофорум (зал, где работало жюри, был все время переполнен), и по коэффициенту полезного действия. То есть удалось гармонизировать позитивные силы деятелей кинематографа, науки, журналистов, привлечь внимание через кинематограф к проблемам экологии. Мы сами, проводя этот кинофорум, проходили личный университет по ликвидации экологической безграмотности, в которой пребывает почти весь наш народ, наши чиновники и новые русские предприниматели.

Нам удалось погрузиться в этот устрашающий мир экологических проблем именно тогда, когда о проблемах экологии в полный голос заговорили и Патриарх Кирилл, и председатель правительства Путин. Они в эти дни, именно когда проходил наш форум, говорили о том, что экологические проблемы вышли на первый план угроз человечеству.

Мы показали фильмы, которые гармонизируют душу человека, и недаром мы избрали девизом нашего форума понятие «Экология души - спасение человечества». В центре фильмов, победивших, занявших первые места, - человек, человек, живущий в гармонии с окружающим миром, с собою, человек, верующий в Господа. Вот это самое главное - что мы должны возвращаться к вере, переходить к религиозному сознанию.

Читать далее

Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий  
3 июля 2009 г. в 13:41

Самое главное, чем отличался всегда русский кинематограф от кинематографа западного (и европейского, и американского, голливудского), - это принципом духовной направленности кинематографа. Если западная культура и кинематограф направлены на самоутверждение, то русский кинематограф и русская культура в целом, как и русская душа, направлены на самоотдачу. В этом коренное отличие двух отдельных духовных потоков - западного и советского кино.

Надо признать, что даже фильмы партийных режиссеров, таких как Довженко, Ромм, Бондарчук, Кулиджанов, Шукшин, были основаны именно на этих духовных позициях, и их фильмы с уверенностью можно назвать христианскими фильмами, хотя они все были членами партии. Советский кинематограф был христианский, жизнеутверждающий, призывающий к подвигу и самопожертвованию, к верности и любви. И недаром крупнейшие западные режиссеры, узнав о том, что мы вступили в пору перестройки и перехода на рыночные условия существования кинематографа, были огорчены. В частности Феллини говорил о том, что «мы удивлялись, глядя на ваш советский кинематограф, как это вы можете так свободно творить на государственные деньги, как это вы можете показывать ваши фильмы в вашем огромном, мощнейшем кинопрокате по всей стране одномоментно, практически в один день».

Феллини тогда же говорил, что он, Феллини, никому здесь, в Италии не нужен, что он умирает и умирают его зрители. Наш кинематограф отличался от западного и принципами подхода государства к кинематографу. Он был государственным, он был не в рынке. Нас выбросили в рынок. «Делайте деньги, как на Западе», - приказали нам, и Россия начала делать деньги на самом что ни на есть подражающем западному и американскому кинематографе, и идет вестернизация нашего экрана. Мы приспосабливаемся под рыночные условия американского и мирового кинопроцесса. А это пагубно.

Читать далее