Предмет «Основы православной культуры» давно необходимо вводить  
1 апреля 2010 г. в 08:30

Предмет «Основы православной культуры» давно необходимо вводить не только в школах, но на всех уровнях жизни человека. С самого его младенчества, когда он только-только открывает этот мир, ему нужно объяснять, в какой мир он приходит. Это нужно не только школьникам, я считаю, что обязательно введение основ православной культуры в вузах, и в первую очередь в творческих вузах. Я закончил два творческих вуза – Щукинское училище и ВГИК, актерский и режиссерский факультеты. Но ни там, ни там нам не преподавали этих основ.

Какие же могут из ВГИКа выйти тарковские, бондарчуки, шукшины, если они будут лишены этого предмета? Да, они каким-то образом все-таки появились, но это не благодаря системе образовании, а вопреки ей. Десять лет тому назад я выпустил первый в истории России православный курс авторской кинорежиссуры при Госкино России. Это был первый мой опыт, и я убедился в том, что необходимо этот опыт передавать и творческим вузам.

Это поможет человеку тем, что он будет четко ориентироваться в этом мире, в собственном бытии, в предназначении: для чего он творит, откуда он пришел, какая у него культура и как он ее должен дальше беречь и передавать детям.

Читать далее

В нашем обществе неверная культурная политика  
27 марта 2010 г. в 08:30

Средства массовой информации и экранные искусства - главные предводители народа. Они могут или завести в преисподнюю? или же помочь возрождению народа. В нашем обществе то, что дают людям СМИ и экранные искусства, на 80% носит отрицательный и негативный характер.

Если взять кино, то мы видим поток фильмов, которые приводят к духовно-нравственной деградации общества. То же самое в печатных журналах, то же самое в литературе, замусоренной тем, что не нужно читать душе христианской. И так буквально во всех областях, потому что в нашем обществе неверная культурная политика. Ее надо менять. Изменение культурной политики начинается с выведения культуры из рынка и основаниz ее на прочных государственных бюджетных основах.

Мне безразлично, что будут говорить наши ориентированные на Запад и на рынок коллеги, ибо они нас уже завели в тупик. Когда наш кинематограф был государственным полностью и когда государство отвечало за духовно-нравственное и творческое качество фильмов, это был кинематограф, у которого учились и которому завидовали практически все прогрессивные кинорежиссеры мира. Удивлялись и не понимали, как это можно быть столь целомудренными, нравственными и духовными, потому что остальной мир уже утопал во вседозволенности.

Читать далее

Мы потеряли статус великой кинодержавы  
5 марта 2010 г. в 08:30

Военное и послевоенное время было самым продуктивным для нашего кинематографа. Руководство государства понимало всю важность кинематографа в жизни общества и вкладывало деньги в создание поистине патриотических фильмов. Именно на этих фильмах росло наше поколение, тем, кому сейчас чуть-чуть за 60.

Далее пошел процесс угасания вот такого патриотического кино, хотя, конечно, проявления были всегда, и активно работали режиссеры, которые прошли войну. Это Бондарчук, Озеров, Ростоцкий, Кулиджанов. Но все-таки пошла тенденция преклонения перед Западом. Я помню, когда я попал во ВГИК в 1959 году на встречу Нового года. Я шел за моим ведущим, который вел меня по ВГИКу в тот вечер. Шел за ним по аудиториям, как по кругам ада.

В эту же ночь показывали на 4-м этаже полупорнографический фильм с участием Бриджит Бордо. Тогда и пошло преклонение перед Западом – «как они самовыражаются, ах эти западные режиссеры». Это была просто повальная мания, и больше ориентировали на западные ценности, чем на наш российский уровень, а он был очень высокий. Поэтому и вышли те люди из стен ВГИКа, которые в 85-86-м году, когда грянула перестройка, побежали впереди паровоза и были теми, кто помогал уничтожению не только великой империи, но и кинематографа. Но сейчас все больше и больше людей, которые профессионально занимаются кинематографом, понимают, к чему мы пришли. Мы потеряли статус великой кинодержавы.

Читать далее

Недаром фильм «Белое солнце пустыни» так любит весь народ  
26 февраля 2010 г. в 08:30

Владимир Мотыль относится к тем режиссерам советского кинематографа, которые пытались не только быть талантливыми режиссерами, но и затрагивали очень важные темы, и делали это талантливо. И «Белое солнце пустыни», и «Звезда пленительного счастья» - это те фильмы, которые уже остались в нашей истории, это фильмы, на которых поднимались поколения. Недаром фильм «Белое солнце пустыни» так любит весь народ.

У меня остались самые добрые и теплые чувства к этому режиссеру и человеку, фильм которого я отстаивал в дискуссиях. Речь идет о фильме «Звезда пленительного счастья». Я был поклонником этого фильма, и надо вам сказать, что эта картина не так просто проходила по инстанциям, ее критиковали. Я отдавал мой голос в защиту этого фильма. Фильм выжил, фильм живет и будет жить.

Конечно, Мотыль выделялся собственным киноязыком, который он разрабатывал от фильма к фильму. Это поэтический язык, вспомним применение особой кинокамеры в «Звезде пленительного счастья», которая была все время в движении и пыталась уловить «мгновение бытия». Он открыл новых актеров. Он открыл Игоря Костолевского. Он увидел в нем кавалергарда, что было не так просто. Это чисто режиссерская работа, и им удалось вдвоем создать достаточно запоминающийся образ.

Читать далее

Мы прекрасно можем жить без Голливуда  
19 февраля 2010 г. в 08:30
Русский кинематограф самодостаточен. Мы прекрасно можем жить без Голливуда. Что мы можем заимствовать и чему можем учиться – только технологической части, только эффектной «упаковке», которой умело пользуются в Голливуде. Да, они профессионалы, они понимают, как делается кино, у них это поставлено на широкую коммерческую основу. Быть может, это плюсы Голливуда, но у него больше минусов. Технология – это вторично. Мне все равно, где глядеть прекрасный фильм: в зале с попкорном и «долби-стерео» и 3D-технологией или же в простом клубе, в котором фильм показывается на белую стенку с отечественных проекторов с плохим звуком. Если есть суть, то мне этого будет достаточно для того, чтобы удовлетворилась душа.

Технологически все эффекты и достоинства американского кинематографа, если ими умело пользоваться, будут вполне полезны для нашего киноискусства. Я еще лет 30 тому назад бывал в Англии, мне показывали потрясающую кинотехнику, и я думал, вот бы и мне такую, для того чтобы полноценнее раскрыть тему в фильме «Лермонтов». Естественно, чувство зависти было – вот какая у них техника! Техникой надо пользоваться, она есть, эта техника, но та духовная суть, которой обладает Россия, и наш кинематографический потенциал, и наша культура несравнимы с американской.
Читать далее

Советская, русская актерская школа – самая мощная школа в мире  
5 февраля 2010 г. в 08:30
Советская, русская актерская школа – это самая мощная школа в мире, и недаром практически весь театральный мир и киномир учился на школе Станиславского, Михаила Чехова. Поэтому мы в актерском деле законодатели очень высокого уровня, до которого редко дотягивают зарубежные актеры, хотя и там есть одаренные люди. Еще покойный Мордвинов, великий артист, говорил мне, мальчишке, о том, что мы зря так благоговеем перед Западом. И действительно, тот же Мордивнов был гораздо выше (духовно), чем заезжие в наше отечество зарубежные артисты.

Учитывая то, что сейчас все поставлено с ног на голову и нам понижают духовный уровень, поэтому-то и продолжается поклонение перед западными актерами. Ну да, им платят больше денег, они комфортнее живут... Но той глубины, которая есть у наших актеров, не достигают ни Запад, ни Америка, а уж Голливуд тем более. Я ни одного актера Америки не поставлю рядом с Сергеем Бондарчуком, с тем же Мордвиновым, Шукшиным, Чуриковой, в глазах которых говорит душа и нечто большее, чем то, что говорит в глазах актеров, играющих за большие зеленые деньги.
Читать далее

Голливуд заводит в духовный тупик, приводит к духовной деградации  
22 января 2010 г. в 18:38

Голливуд одержал победу, и на сегодняшний день это абсолютный властелин мирового проката. У Америки очень много денег на этот счет и продумана технология искусства «эффектной пустоты», которая распространяется по миру. Наш прокат работает практически на благо Голливуда. Вроде бы и говорить не о чем – победил Голливуд.

Но иногда бывают чудеса, и по промыслу Божию происходит то, что кажется невероятным. Поэтому можно представить, что произойдет некий переворот в области подхода к экранным искусствам. Люди, понимая, что Голливуд заводит их в духовный тупик, приводит к духовной деградации, понижает духовный и нравственный уровень, быть может, обратятся к другому экранному кинопотоку, который есть и который вот уже почти 20 лет тихо, как животворный ручеек, пробивается к душам людей.

Пробивается поток духовного кинематографа созидающего духа. Пример тому - деятельность кинофорума «Золотой Витязь», который за эти 18 лет своей жизни и деятельности показал 5400 фильмов, соответствующих девизу «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Причем это не маргинальный кинематограф, ведь в этом кинопотоке работают и самые крупные режиссеры мира, такие как Михалков, Вайда, Зануссии, Ангелопулос, Кустурица, Паскалевич и другие. Поэтому может быть произойдет такое чудо, что люди заинтересуются живительным кинопотоком, который поднимает их душу. Я лично это не отвергаю, что такое может быть, и я работаю именно ради этого.

Читать далее

Нас ждет бой за подлинные духовные ценности  
31 декабря 2009 г. в 08:30

Конечно, каждый человек выбирает самое главное событие сам. Я лично считаю самым главным событием благословение нашего Патриарха и поддержку Министерством культуры идеи проведения Первого Славянского форума искусств «Золотой витязь». Это самое главное событие, ибо наша страна стоит на пороге некоего мощного явления по принципу «Вставай, страна огромная, вставай на, так сказать, бой», бой за подлинную культуру, за подлинные духовные ценности. И недаром почетными председателями этого форума стали крупнейшие люди нашей культуры. Это Никита Михалков, это крупнейший музыкант России и мира Владимир Иванович Федосеев, это один из самых выдающихся художников России Александр Максович Шилов и один из самых великих писателей России Валентин Григорьевич Распутин.

Еще рано говорить, кто приедет, поскольку мы в начале отборочной кампании. Приедут, я думаю, лучшие артисты, кинематографисты, быть может, даже оркестры с Украины, из Белоруссии, Сербии, Болгарии и других стран и, естественно, России. Кто именно - пока это вопрос, но уже ясно, что открытие нашего музыкального форума будет в консерватории.

Тот факт, что в Совете Федерации руководитель верхней палаты Миронов перед всеми сенаторами России сказал, что приглашает подключаться к этому проекту все регионы России, уже о многом говорит.

Читать далее

Мы противостоим попыткам ревизии сути Великой Отечественной войны  
22 декабря 2009 г. в 18:43

В мае будущего года по благословению Святейшего патриарха Кирилла, при поддержке Минкульта мы проведем в Москве и по всей России Первый Славянский форум искусств «Золотой Витязь», который будет посвящен 65-летию нашей Великой Победы в Отечественной войне. Конечно же, отбор программы, который уже осуществляется, диктуется нам этой датой, великой для нашей страны.

Это тем более важно, что в последнее время идут попытки пересмотра, ревизии сути Великой Отечественной войны, участия нашего народа в этой войне. В этом плане, конечно, наша программа будет отбирать то, что соответствует правде, правде того, что наш народ победил в этой одной из самых страшных войн человечества. Благодаря подвигу нашего народа история Европы осуществлялась уже тем образом, который предложила ей победа нашего народа в Великой Отечественной войне, - без фашизма, без порабощения и демократически и так далее, так, как того хочет каждая из отдельно взятых стран.

В этом плане мы и отбираем все программы, всех наших форумов. Так, на кинофоруме, на нашем открытии планируется премьерный показ фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем - 2». Так, по музыкальному форуму мы строим наши программы с учетом этой великой даты и этого события. Очень многое будет посвящено теме победы в Великой Отечественной войне. Программу готовит один из лучших хоров России и мира – хор Санкт-Петербургской капеллы под управлением Чернышенко.

Открытие форума изобразительных искусств у нас тоже посвящено именно этой великой теме, и открытие произойдет в один из майских праздничных дней в галерее Александра Шилова, который готовит открытие выставки из 40 полотен, посвященных этой теме. По всем конкурсам, по всем форумам у нас будет утверждаться победа русского народа в Великой Отечественной войне.

Читать далее

Русская культура все меряет высшей мерой  
7 декабря 2009 г. в 18:20

Русские люди, долго прожившие за рубежом, часто высказываются в том смысле, что «спасение России есть спасение мира и гибель России есть гибель мира» (по-моему, это цитата из Рериха). Вот почему русскую культуру можно назвать душеспасительной.

Только нам тут же следует разграничить, о чем идет речь. О культуре, устремленной к истине или псевдокультуре, которая в настоящий момент тоже имеется на Руси. Я бы даже сказал, что она царствует на Руси при попустительстве государства и высшей власти (при проведении перестроечно-культурной политики в последние 23 года). Эта культурная революция работает на понижение культурного уровня нашего народа и уровеня русской культуры в целом. Напомню, изначально она всегда устремлена к истине. Мир говорит о ней как о «загадочной русской душе». В ней превалирует всечеловеческое и устремленное к Богу измерение.

Для русской культуры «несть эллина и иудея». Она не разделяет людей на бедных и богатых, наших и не наших. Русская культура все меряет высшей мерой – мерою Христа. И при этом не боится остаться в одиночестве. Этой же мерою подходили к проблемам те, кто стал для всего мира эталоном. Это и Толстой, и Достоевский, и Чехов, и Тарковский, и Бондарчук. Так что я могу со всей ответственностью сказать, что русская культура не сводима ни к западной, ни к восточной культуре.

В течение последних 18 лет, будучи руководителем Всеславянского театрального кинофорума «Золотой Витязь», я непрестанно анализировал культурные процессы, происходящие как в мире, так и в России. В итоге я пришел к твердому осознанию, что славянская и конкретно русская культура - это особое явление, не сводимое к иным культурным образцам. Не случайно крупнейшие режиссеры мира говорят о Тарковском как о первой величине в мировом кинематографе. Об этом мне лично говорили Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Тео Ангелопулос, Эмир Кустурица и многие другие. И это не случайно. Тарковский - подлинный сын русской культуры. Потому что только он через особую атмосферу и духовную пластику своих фильмов научился возводить душу человека к Господу Богу. Я уверен, что наша культура - это тот источник живой воды, к которому будет припадать мир в последние времена.
Читать далее