Недаром фильм «Белое солнце пустыни» так любит весь народ  
26 февраля 2010 г. в 08:30

Владимир Мотыль относится к тем режиссерам советского кинематографа, которые пытались не только быть талантливыми режиссерами, но и затрагивали очень важные темы, и делали это талантливо. И «Белое солнце пустыни», и «Звезда пленительного счастья» - это те фильмы, которые уже остались в нашей истории, это фильмы, на которых поднимались поколения. Недаром фильм «Белое солнце пустыни» так любит весь народ.

У меня остались самые добрые и теплые чувства к этому режиссеру и человеку, фильм которого я отстаивал в дискуссиях. Речь идет о фильме «Звезда пленительного счастья». Я был поклонником этого фильма, и надо вам сказать, что эта картина не так просто проходила по инстанциям, ее критиковали. Я отдавал мой голос в защиту этого фильма. Фильм выжил, фильм живет и будет жить.

Конечно, Мотыль выделялся собственным киноязыком, который он разрабатывал от фильма к фильму. Это поэтический язык, вспомним применение особой кинокамеры в «Звезде пленительного счастья», которая была все время в движении и пыталась уловить «мгновение бытия». Он открыл новых актеров. Он открыл Игоря Костолевского. Он увидел в нем кавалергарда, что было не так просто. Это чисто режиссерская работа, и им удалось вдвоем создать достаточно запоминающийся образ.

Читать далее

Мы прекрасно можем жить без Голливуда  
19 февраля 2010 г. в 08:30
Русский кинематограф самодостаточен. Мы прекрасно можем жить без Голливуда. Что мы можем заимствовать и чему можем учиться – только технологической части, только эффектной «упаковке», которой умело пользуются в Голливуде. Да, они профессионалы, они понимают, как делается кино, у них это поставлено на широкую коммерческую основу. Быть может, это плюсы Голливуда, но у него больше минусов. Технология – это вторично. Мне все равно, где глядеть прекрасный фильм: в зале с попкорном и «долби-стерео» и 3D-технологией или же в простом клубе, в котором фильм показывается на белую стенку с отечественных проекторов с плохим звуком. Если есть суть, то мне этого будет достаточно для того, чтобы удовлетворилась душа.

Технологически все эффекты и достоинства американского кинематографа, если ими умело пользоваться, будут вполне полезны для нашего киноискусства. Я еще лет 30 тому назад бывал в Англии, мне показывали потрясающую кинотехнику, и я думал, вот бы и мне такую, для того чтобы полноценнее раскрыть тему в фильме «Лермонтов». Естественно, чувство зависти было – вот какая у них техника! Техникой надо пользоваться, она есть, эта техника, но та духовная суть, которой обладает Россия, и наш кинематографический потенциал, и наша культура несравнимы с американской.
Читать далее

Советская, русская актерская школа – самая мощная школа в мире  
5 февраля 2010 г. в 08:30
Советская, русская актерская школа – это самая мощная школа в мире, и недаром практически весь театральный мир и киномир учился на школе Станиславского, Михаила Чехова. Поэтому мы в актерском деле законодатели очень высокого уровня, до которого редко дотягивают зарубежные актеры, хотя и там есть одаренные люди. Еще покойный Мордвинов, великий артист, говорил мне, мальчишке, о том, что мы зря так благоговеем перед Западом. И действительно, тот же Мордивнов был гораздо выше (духовно), чем заезжие в наше отечество зарубежные артисты.

Учитывая то, что сейчас все поставлено с ног на голову и нам понижают духовный уровень, поэтому-то и продолжается поклонение перед западными актерами. Ну да, им платят больше денег, они комфортнее живут... Но той глубины, которая есть у наших актеров, не достигают ни Запад, ни Америка, а уж Голливуд тем более. Я ни одного актера Америки не поставлю рядом с Сергеем Бондарчуком, с тем же Мордвиновым, Шукшиным, Чуриковой, в глазах которых говорит душа и нечто большее, чем то, что говорит в глазах актеров, играющих за большие зеленые деньги.
Читать далее

Голливуд заводит в духовный тупик, приводит к духовной деградации  
22 января 2010 г. в 18:38

Голливуд одержал победу, и на сегодняшний день это абсолютный властелин мирового проката. У Америки очень много денег на этот счет и продумана технология искусства «эффектной пустоты», которая распространяется по миру. Наш прокат работает практически на благо Голливуда. Вроде бы и говорить не о чем – победил Голливуд.

Но иногда бывают чудеса, и по промыслу Божию происходит то, что кажется невероятным. Поэтому можно представить, что произойдет некий переворот в области подхода к экранным искусствам. Люди, понимая, что Голливуд заводит их в духовный тупик, приводит к духовной деградации, понижает духовный и нравственный уровень, быть может, обратятся к другому экранному кинопотоку, который есть и который вот уже почти 20 лет тихо, как животворный ручеек, пробивается к душам людей.

Пробивается поток духовного кинематографа созидающего духа. Пример тому - деятельность кинофорума «Золотой Витязь», который за эти 18 лет своей жизни и деятельности показал 5400 фильмов, соответствующих девизу «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Причем это не маргинальный кинематограф, ведь в этом кинопотоке работают и самые крупные режиссеры мира, такие как Михалков, Вайда, Зануссии, Ангелопулос, Кустурица, Паскалевич и другие. Поэтому может быть произойдет такое чудо, что люди заинтересуются живительным кинопотоком, который поднимает их душу. Я лично это не отвергаю, что такое может быть, и я работаю именно ради этого.

Читать далее

Нас ждет бой за подлинные духовные ценности  
31 декабря 2009 г. в 08:30

Конечно, каждый человек выбирает самое главное событие сам. Я лично считаю самым главным событием благословение нашего Патриарха и поддержку Министерством культуры идеи проведения Первого Славянского форума искусств «Золотой витязь». Это самое главное событие, ибо наша страна стоит на пороге некоего мощного явления по принципу «Вставай, страна огромная, вставай на, так сказать, бой», бой за подлинную культуру, за подлинные духовные ценности. И недаром почетными председателями этого форума стали крупнейшие люди нашей культуры. Это Никита Михалков, это крупнейший музыкант России и мира Владимир Иванович Федосеев, это один из самых выдающихся художников России Александр Максович Шилов и один из самых великих писателей России Валентин Григорьевич Распутин.

Еще рано говорить, кто приедет, поскольку мы в начале отборочной кампании. Приедут, я думаю, лучшие артисты, кинематографисты, быть может, даже оркестры с Украины, из Белоруссии, Сербии, Болгарии и других стран и, естественно, России. Кто именно - пока это вопрос, но уже ясно, что открытие нашего музыкального форума будет в консерватории.

Тот факт, что в Совете Федерации руководитель верхней палаты Миронов перед всеми сенаторами России сказал, что приглашает подключаться к этому проекту все регионы России, уже о многом говорит.

Читать далее

Мы противостоим попыткам ревизии сути Великой Отечественной войны  
22 декабря 2009 г. в 18:43

В мае будущего года по благословению Святейшего патриарха Кирилла, при поддержке Минкульта мы проведем в Москве и по всей России Первый Славянский форум искусств «Золотой Витязь», который будет посвящен 65-летию нашей Великой Победы в Отечественной войне. Конечно же, отбор программы, который уже осуществляется, диктуется нам этой датой, великой для нашей страны.

Это тем более важно, что в последнее время идут попытки пересмотра, ревизии сути Великой Отечественной войны, участия нашего народа в этой войне. В этом плане, конечно, наша программа будет отбирать то, что соответствует правде, правде того, что наш народ победил в этой одной из самых страшных войн человечества. Благодаря подвигу нашего народа история Европы осуществлялась уже тем образом, который предложила ей победа нашего народа в Великой Отечественной войне, - без фашизма, без порабощения и демократически и так далее, так, как того хочет каждая из отдельно взятых стран.

В этом плане мы и отбираем все программы, всех наших форумов. Так, на кинофоруме, на нашем открытии планируется премьерный показ фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем - 2». Так, по музыкальному форуму мы строим наши программы с учетом этой великой даты и этого события. Очень многое будет посвящено теме победы в Великой Отечественной войне. Программу готовит один из лучших хоров России и мира – хор Санкт-Петербургской капеллы под управлением Чернышенко.

Открытие форума изобразительных искусств у нас тоже посвящено именно этой великой теме, и открытие произойдет в один из майских праздничных дней в галерее Александра Шилова, который готовит открытие выставки из 40 полотен, посвященных этой теме. По всем конкурсам, по всем форумам у нас будет утверждаться победа русского народа в Великой Отечественной войне.

Читать далее

Русская культура все меряет высшей мерой  
7 декабря 2009 г. в 18:20

Русские люди, долго прожившие за рубежом, часто высказываются в том смысле, что «спасение России есть спасение мира и гибель России есть гибель мира» (по-моему, это цитата из Рериха). Вот почему русскую культуру можно назвать душеспасительной.

Только нам тут же следует разграничить, о чем идет речь. О культуре, устремленной к истине или псевдокультуре, которая в настоящий момент тоже имеется на Руси. Я бы даже сказал, что она царствует на Руси при попустительстве государства и высшей власти (при проведении перестроечно-культурной политики в последние 23 года). Эта культурная революция работает на понижение культурного уровня нашего народа и уровеня русской культуры в целом. Напомню, изначально она всегда устремлена к истине. Мир говорит о ней как о «загадочной русской душе». В ней превалирует всечеловеческое и устремленное к Богу измерение.

Для русской культуры «несть эллина и иудея». Она не разделяет людей на бедных и богатых, наших и не наших. Русская культура все меряет высшей мерой – мерою Христа. И при этом не боится остаться в одиночестве. Этой же мерою подходили к проблемам те, кто стал для всего мира эталоном. Это и Толстой, и Достоевский, и Чехов, и Тарковский, и Бондарчук. Так что я могу со всей ответственностью сказать, что русская культура не сводима ни к западной, ни к восточной культуре.

В течение последних 18 лет, будучи руководителем Всеславянского театрального кинофорума «Золотой Витязь», я непрестанно анализировал культурные процессы, происходящие как в мире, так и в России. В итоге я пришел к твердому осознанию, что славянская и конкретно русская культура - это особое явление, не сводимое к иным культурным образцам. Не случайно крупнейшие режиссеры мира говорят о Тарковском как о первой величине в мировом кинематографе. Об этом мне лично говорили Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Тео Ангелопулос, Эмир Кустурица и многие другие. И это не случайно. Тарковский - подлинный сын русской культуры. Потому что только он через особую атмосферу и духовную пластику своих фильмов научился возводить душу человека к Господу Богу. Я уверен, что наша культура - это тот источник живой воды, к которому будет припадать мир в последние времена.
Читать далее

Наше духовное влияние Голливуд направил на извлечение прибыли  
27 ноября 2009 г. в 16:28
Влияние русского искусства на Голливуд уже известно истории. Ведь именно Станиславский, его ученики стали учителями актерской школы Голливуда практически. Все лучшие актеры Голливуда учились на нашей русской школе. Вот это мы дали им. Потом они смотрели наши фильмы – удивлялись. Они смотрели фильмы Эйзенштейна, воспитывались на них, они учились на Андрее Тарковском, и именно их киноакадемия внесла фильм «Андрей Рублев» в десятку лучших фильмов всех времен и народов. Поэтому наше влияние духовное есть, но только вот это духовное влияние Голливуд направил на доходный промысел, на извлечение прибыли.

Потом уже пошло влияние Голливуда на нас. Вот это самое катастрофическое, что есть в мире, – это влияние Голливуда (не только на Россию, но и на весь мир) через рыночные механизмы, которыми они прекрасно владеют. Вот это очень опасное влияние, и мы поддерживаем этот доходный промысел Голливуда нашими деньгами, нашим рублем. Ведь для Америки, для Голливуда Россия – это третье по масштабам пространство сбыта их продукции.

Мы, покупая билеты в кино, поддерживаем Голливуд, их доходный промысел, который работает на понижение духовного уровня нашего народа, на прививание нам чуждых для России ценностей, ценностей доллара и Мамоны, потому что у них почти вся драматургия вертится вокруг обладания деньгами, богатствами, долларом и так далее. Поэтому у них так много боевиков с ограблением банков и возведением преступников в ранг героев.

Читать далее

Гоголь - сын земли русской, единой и неделимой  
20 ноября 2009 г. в 14:04
Самый живой пример, показывающий, как искусство и кинематограф может объединять русский, украинский и белорусский народ, – это последний фильм Натальи Бондарчук «Гоголь ближайший», который решает вопрос, чей же Гоголь – русский или украинский. После просмотра этого фильма нет такого вопроса, поскольку текстами Гоголя, устами Гоголя фильм отвечает, что он сам не понимает, кто он – «хохол» или «москаль», и что он не может отдать предпочтение ни малороссиянину над Россией в себе, ни российскому над малороссийским, что это все суть одно целое. Это есть сын земли русской, единой и неделимой.

Этот фильм без агрессии, без назидания показывает с огромной любовью Украину, любимую Гоголем, причем показывает так, как не показывают сами украинские кинематографисты последние 25 лет. И показывает с огромной любовью Россию, которую боготворил Гоголь. То есть вот этот фильм – это наглядный пример полного примирения и, так сказать, доказывающий, что нет такой проблемы, что мы единый народ, и это все дано через душу, русскую душу Гоголя. Вот как может работать искусство, кинематограф в данном направлении. Я думаю, что аналогично и «Тарас Бульба», хотя фильм «Тарас Бульба» вызвал более яростную реакцию на Украине. Этот фильм тоже творчеством Гоголя решает эту проблему, когда показывает не отдельные два народа, а единую Русь и неделимую. Русь, за которую жертвовали жизни Тарас Бульба и его казаки.

Читать далее

Сейчас в театре идет бой за душу человека  
10 ноября 2009 г. в 14:05

Несмотря на кризис, который в том числе коснулся и культуры (в части ее поддержки Министерством культуры и спонсорами), театральный форум удалось провести на достаточно высоком уровне. В Москве были показаны 34 спектакля в трех номинациях, которые судили три международных жюри: «Театр большая форма», «Театр малая форма» и «Театр для детей».

Лично для меня как для руководителя этого форума и председателя жюри «Большой формы» было не то чтобы открытием, а скорее приятным осознанием то, что, несмотря на присутствие в нашей афише таких классиков, как Пушкин, Лесков, Гоголь, Чехов, Достоевский, Куприн, Есенин, победу одержали те, кого в прошлом веке «наша элитарная критика» презрительно именовала «писателями-деревенщиками». «Золотые Витязи» в номинации «Театр большая форма» в этом году получил Иркутский академический драматический театр им.Н.П.Охлопкова за спектакль «Последний срок» по прозе выдающегося русского писателя Валентина Распутина и спектакль Государственного театра «Наций» «Рассказы Шукшина», постановка Алвиса Херманиса. Главные роли в этом спектакле сыграли Евгений Миронов и Чулпан Хаматова.

В номинации же «Театр малая форма» «Золотого Витязя» получил моноспектакль «Пять рассказов Шукшина». Так что VII Международный театральный форум «Золотой Витязь» стал победой наших писателей-деревенщиков. Именно к ним потянулись наши актеры, режиссура. Это утверждение русского духа через Шукшина и Распутина, памятник той Руси, которой уже нет. Уже нет тех людей, о которых писали эти авторы в 70-х годах, нет тех деревень, люди споены, забыты, уничтожены. Но остался памятник русскому духу, русскому человеку, проживавшему труднейшие времена. Это нашло свое отражение в прозе, которая стала изумительной драматургией, не уступающей уровню Островского, Пушкина, Чехова. Лично для меня это стало открытием.

Огорчением же для меня в этом году стала программа детского жюри. В этом году детское жюри не присудило не одного главного приза. Отдавать столь высокий по духовному уровню приз члены не сочли возможным никому. Была отмечена лишь одна постановка. «Серебряный диплом» за спектакль «Луйс Мари. Ода «К Радости» получил Московский армянский театр. Это сигнал для нашего отборочного комитета более ответственно подойти к выбору программы для детей.

Также в рамках форума мы провели конференцию на тему «Роль русской актерской школы и русского реалистического психологического театра в мировом театральном процессе». Мы осознано сделали акцент на русской школе, у которой учился практически весь театральный мир. Но, осознавая все величие русской школы, мы видим наступление на нее новых псевдоноваторов, искажающих русскую классику, оголяющих сцену, отдающих ее в руки патологии и голубизны. Как когда-то говорил Гоголь: «Сейчас идет бой, самый главный бой за душу человека». Этот бой за душу человека идет сейчас и в театре. И VII Международный театральный форум «Золотой Витязь» был еще одним полем боя за душу человека, за русский реалистический театр.
Читать далее