Культура и рынок – понятия несовместимые  
2 апреля в 13:34

Чаша терпения наполнялась долго. Было очевидно, что руководство государства запустило кинопроцесс не по тому пути. Это было видно изначально, когда начали приниматься неправильные решения, в частности, когда был подписан указ об акционировании, приватизации кинематографа, как будто всё нужно было немедленно сдать рынку!

И не подумали тогда наши руководители о том, что культура и рынок – понятия несовместимые, и что не всё можно отдавать в частные руки.

Атомную бомбу – нельзя, это оружие. Но и экран – это тоже оружие, духовно-стратегическое оружие государства, которое способно формировать грядущие поколения.

Однако это сделали.

Больше практически нет государственных киностудий.

Ведь ещё Ельцин подписал закон, согласно которому Минкультуры лишалось какого бы то ни было права вмешательства в культурную политику. Только давайте деньги, сказали, и оставьте творцов в покое.

А творцы, мои опьянённые вседозволенностью коллеги, сказали – ах, пришла демократия, новое время, давайте работать по принципу «ассу в массы, деньги в кассу», чтобы деньги нам все шли.

Если мы возьмём чаши весов и на левую чашу положим то, что было сделано в кино до перестройки, а на правую то, что после неё, то на левую, советскую часть, я могу положить 80 имён, зазывая безостановочно: Тарковский, Бондарчук, Шукшин, Герасимов, Кулиджанов, Ростоцкий, Панфилов, Михалков, Жалакявичус, Иоселиани… Тут столько такое богатство! А что на правую постперестроечную чашу мы положим, кого?

Читать далее

У нас должны быть свои почетные премии, не хуже "Оскаров"  
28 декабря 2020 г. в 11:50

Я критикую Министерство культуры, поскольку отняли у министерства возможность влиять на культурную политику, сейчас принцип такой: "Только давайте деньги…". А это нехорошо, это надо поправлять. Мы очень благодарны новому министру Ольге Любимовой за то, что с ее приходом что-то стало меняться в отношении Славянского форума искусств "Золотой Витязь". И даже впервые за всю нашу тридцатилетнюю историю прибавили бюджетные средства на театральный и изобразительный форум. За это мы особенно признательны, потому что "Золотой Витязь" должен расти, и теперь у нас будут новые номинации.

На президиуме "Золотого Витязя" мы приняли решение о том, что с будущего, 2021 года, а это год тридцатилетия нашего фестиваля, мы учреждаем национальную премию "Золотой Витязь" в области искусства. И будем присуждать ее за достижения в области кино, театра, литературы и живописи.

Я часто думаю, что такое "Оскар" для всех? Мне тоже довелось участвовать в этой номинации, все в моей жизни было, пятьдесят три премии получены за фильмы, в которых я снимался…Так что такое "Оскар"? Это пресловутая желтая болванка, которая абсолютно обезличена, но это та болванка, которую жаждут получить очень многие, в том числе и мои коллеги в России. Тогда, господа, надо продавать душу, чтобы туда попасть. Потому что с будущего года выдвинуты требования, чтобы в ваших фильмах участвовали гомосексуалисты, лесбиянки, трансвеститы и так далее…

Поэтому я уверен, что у нас должны быть свои почетные премии, не хуже "Оскаров".

Читать далее

Падение уровня абитуриентов просто удручающее  
26 сентября 2019 г. в 14:11
Я полагаю, что происходит девальвация любого образования, и она касается, к сожалению, не одного лишь театра.
У меня у самого в этом отношении показательная практика: я был руководителем курса кинорежиссуры в одном из учебных заведений и всё это видел воочию. Мой однокурсник, режиссёр Вадим Абдрашитов сетовал по поводу того, что он наблюдает каждый год на вступительных экзаменах во ВГИКе. Падение уровня абитуриентов просто удручающее. И это мы наблюдаем повсюду, причина всё та же: коммерциализация культуры.
Если бы теперь выпало жить Тарковскому и Шукшину, то они вряд ли смогли бы выучиться на режиссёра, потому что им нечем было бы платить за обучение. А приходят обучаться за деньги те, кому вообще следовало бы держаться подальше от искусства. Но именно они как раз и приходят. Платят и получают дипломы кинематографистов и театральных режиссёров. И происходит девальвация культуры.
Это надо понять руководителям нашего государства и признать, наконец, что культура и рынок – понятия несовместимые. И сделать выводы. Вкладывать деньги в культуру и образование, если действительно государство желает того, чтобы понижались, а не росли преступность, наркомания и другие социальные пороки.
Читать далее

Как можно не любить украинские песни, добрый украинский уклад жизни?  
21 января 2019 г. в 17:14
Мой прапрапрадед, запорожский полковник Кондрат Бурляй, сподвижник Богдана Хмельницкого, был послан с посольством о присоединении Украины к России, что мне подтвердили историки три года назад. Принесли выписку из петровского указа, где петровской вязью было написано, что в Москву прибыло посольство с просьбой о присоединении Украины под длань московского царя Алексея Михайловича со всей ратью и т.д.
Как я могу относиться к своей родине, откуда вышли мои предки казаки? Как любил, так и люблю. Как можно не любить украинские песни, добрый украинский уклад жизни? Гоголь говорил – «Я не могу разделить, где я малороссиянин, а где россиянин, все мое единое, и все во мне».
Гоголь был сыном Святой Руси, из которой сейчас пытаются забрать Украину и сделать отдельным государством. Наивно думать, что эту идею можно укрепить, несмотря на то, что целое поколение выросло в русофобии.
Когда Гоголя спрашивали, почему не пишет на украинском, он отвечал – «Я не могу писать на диалекте, когда есть язык великого Пушкина».
Читать далее

Нужна идея, ради которой наши дети могут жертвовать жизнью  
12 сентября 2018 г. в 15:43
Для России очень важно обретение идеи. Еще при Ельцине поднимался этот вопрос: где же идея русская? Искали-искали, хотя чего искать-то! Идея сердца, идея любви.
Сейчас нет идеологии, а почему наши вожди так боятся идеологии, почему они выкинули ее из конституции, мол, у нас нет идеологии? Как это нет? У нас есть – идеология разрушения, распада, идеология прав человека, обособленности – тупиковая идеология.
Нужна другая идея, ради которой наши дети, будущие воины, могут жертвовать жизнью. За что они сейчас будут жертвовать жизнью? Что, наши доблестные воины будут жертвовать за временного менеджера, избираемого на 4 или 5 лет, или за семь олигархов, поделивших Россию?
Хотя, пока генетический код еще работает; притом, что нет идеологии, есть такие герои, как Евгений Родионов. Мы знаем, есть такие люди, потому что генетика работает.
Читать далее

Ключевые слова: идеология 16
Россия выходит на серьезные рубежи и добивается очень многого  
8 января 2018 г. в 19:17

Для меня самыми главными событиями года являются те, которые связаны с культурой. Я занимался проведением форумов «Золотой витязь», укреплял Институт культуры МЧС России. Конечно, было много политических событий. Россия под санкциями, но я не считаю, что это для нашей страны смертельно.

Этот год показал, что и под санкциями Россия выходит на серьезные рубежи и добивается очень многого. Я верю в то, что Россию ждет возрождение. Мы подвергли критике Российский фонд кино, и Никита Сергеевич Михалков вышел из Фонда. На мой взгляд, это показывает, что Фонд идет не тем путем.

Да, я по-прежнему остаюсь в тревоге за состояние нашей культуры, урон духовному уровню народу - существенный, поскольку кино и наша кинематография упали достаточно низко, ударившись в бизнес. И все же я надеюсь, что эпоха вседозволенности заканчивается, хотя впереди еще много боев за подлинную, а не псевдокультуру.

Читать далее

Россия попадает в тяжелые положения, но всегда из них выходит  
1 ноября 2017 г. в 01:57

Россия нередко попадает в тяжелейшие положения, но всегда из них выходит. Революция – катастрофа, насильственное вторжение в естественное развитие России. Но мы одолели эту катастрофу, и все равно сделали прорыв, доказав, что под любым режимом Россия остается Россией, загадочной «планетой».

Неслучайно люди, живущие на Западе, говорят о загадочной русской душе. И кстати, можно вспомнить известный тезис, высказанный западными прорицателями: спасение России есть спасение мира, гибель России есть гибель мира.

Если бы не было этого вторжения западных идей в нашу страну и уничтожения стержневых основ государства (Православия), то Россия должна была бы выйти в XX веке на самые передовые места в мире. Рубль, кстати, при Николае II ценился очень высоко, ведь его обеспечивал золотой запас.

Читать далее

Фильм Михалкова поставлен в традициях советского кинематографа  
26 сентября 2015 г. в 00:02

«Солнечный удар» Никиты Михалкова выбран от России на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Этот фильм я смотрел сразу, когда он вышел, и считаю, что это самая серьезная российская работа за последние годы. Фильм поставлен в традициях великого советского кинематографа. Драматургия, режиссура, актерское исполнение - все на очень высоком уровне. А будет ли понятна эта картина для других культур, для западного зрителя? Полагаю, что да, ведь классики писали для всех и навсегда, а Никита Михалков поставил фильм так, что он понятен. Люди на Западе, благодаря этому кино, откроют новые страницы российской истории.

Что касается критики за пессимистическую концовку, то я отношусь к критике критически. Особенно это относится к российской критике, и особенно к тому, что говорят о личности Михалкова. Надо любого художника судить по законам им над собою самим поставленным. Так говорил Пушкин. Если судить этот фильм по тем законам, по которым автор создавал картину, то я думаю, критика отпадает. Я принял фильм таким, каким он создан Михалковым, и он имеет право как автор на любой финал. Это уже ваше дело принимать его или нет. Я принял это кино в целом.

Читать далее

Каждая поднятая рюмка - радость для наших западных «коллег  
4 февраля 2015 г. в 07:35

Объявлено о снижении розничной цены на водку вместо того, чтобы бороться с алкоголизацией, идущей усиленными методами. Я считаю, что это удар по народу. Конечно, в кризисный период люди запьют еще больше, раз водка подешевела.

Напомню, что и до революции, и в СССР проходили антиалкогольные кампании. Использовались чисто технические меры, а нужно предложить народу идею, ради которой он бы оставил горькую, и жил, а не пил. Каждая поднятая рюмка - это радость для наших западных «коллег». Зачем им доставлять такую радость, что мы спаиваемся и гробим себя?

Отмечу, что наша кинобогема пьет. Я пятьдесят пять лет с ней сосуществую, и знаю, что она пьющая. Когда я был еще юным артистом, я видел, как пьют все окружающие, включая очень известных людей.

Помню, в детстве видел фильм «Богдан Хмельницкий». Режиссер хороший, в главной роли - гениальный Мордвинов, но там есть сцена: идет поп через строй солдат и спрашивает: «- Ты православный? - Так точно! - Водку пьешь? - Так точно. - Молодец!» Уже тогда это вдалбливалось, а сейчас вообще стало нормой толерантное отношение к катастрофической проблеме. Так вот, толерантность - это медицинский термин, обозначающий неспособность организма сопротивляться болезни.

Читать далее

Ныне настало время очищения нашего экрана  
23 января 2015 г. в 00:01

Несколько известных отечественных режиссеров обратились с письмом к Дмитрию Медведеву, в котором попросили вернуть мат в фильмы. Так пишут в СМИ, и я хочу высказаться по этому вопросу.

В Евангелие от Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово - это величайший дар Божий, который надо беречь. Однако я, как режиссер, имевший дело с драматургией и отбором текстов для выражения идей и эмоций, не поддерживаю эту просьбу уважаемых и любимых мною людей. Мы являемся друзьями со всеми главными подписантами этого письма, но я не поддерживаю избавление от ограничений в лексике в их будущих и настоящих фильмах.

Слово - это огромный соблазн, Евангелие говорит: «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят». Об этом нужно помнить и этим режиссерам, которые все себя позиционируют как православные люди. Словом можно возвысить, но и убить, слово - это выстрел в вечность, и надо отдавать вечности хорошие слова.

Когда уважаемый мною Федор Бондарчук начинал постановку фильма «Девятая рота», он предложил моему сыну Ивану Бурляеву быть композитором. Я тогда прочитал сценарий и сказал Ивану и Феде: «Великий режиссер Сергей Бондарчук тоже делал фильмы о войне по Толстому и Шолохову, про 1812 и 1941 годы. Тогда русские солдаты могли выразиться крепко, но ни у Толстого, ни у Шолохова не было непотребщины, и они остались в веках».

И вот ныне настало время очищения нашего экрана.

Читать далее